Надо мною солнце не садится

Уверен, что 99% людей, читающих этот пост, впервые слышат об этом фильме. Более того, я сам узнал о «Надо мною солнце не садится» совсем недавно. Хотя, если судить по рейтингам КиноПоиска, рецензиям кинокритиков и награде за зрительские симпатии Московского кинофестиваля, то фильм имеет право считаться лучшим в прошлом году. Почему же кино, снятое на севере России в Якутии за гроши, не выходившее в широкий прокат, которое вы даже не найдёте ни на одном пиратском сайте  (посмотреть мне его удалось тольно на стриминговом сервисе Якутского кинематографа за 100 рублей), добилось такого удивительного результата и за что его стоит посмотреть?




Прощение, прощание и смерть, изображение №1

Пожалуй, стоит начать с одновременно главного плюса, из-за чего фильм обладает такой особенностью и из чего выходят все его недостатки — бюджет. Мы привыкли в дорогих отечественных фильмах видеть Москву или Петербург, а провинцию, обычно в более мрачном и удручающем контексте, в фильмах Быкова или Звягинцева. Тут же малоизвестный якутский кинематограф с ноунеймовыми актёрами и создателями, очевидно не имея много денег, выбирает очень камерный сюжет, историяю в современном мире, но вне конкретного времени. Молодой парень, вайнер, приезжает из города на остров, где должен следить за фермой песцов. Там он встречает «Старика», который уже готов умирать и от героя ему нужно лишь захоронение рядом с могилой его жены. Второстепенных персонажей мало, всё действо разворачивается в маленьком пространстве, где всё строится на диалогах и химии между персонажами. Удительно, но эта простота и создаёт атмосферу, за которую ты влюбляешься в фильм. Но в тоже время, где-то мы наблюдаем абсолютно неуместные звуковые эффекты для устрашения, будто бы взятые с бесплатных сайтов для подражания Хичкоку. В других местах монтажёр пытается скрыть момент полёта героев, снятый снизу и отдельный кадр, снятый дроном, будто бы это одно и тоже. В фильме безусловно есть косяки из-за нехватки средств, но это ему не особо мешает.




Прощение, прощание и смерть, изображение №2

Стоит, конечно, отдать должное сценаристам, создавшим этих персонажей и актёрам, сыгравшим их. Они максимально просто и человечны, если о второстепенных ролях можно поспорить, то главные герои смотрятся максимально приятно и органично, чем-то напоминая дуэт из 1+1. Особенную благодарность я хотел бы выразить Степану Петрову, актёру, сыгравшего необычного старика с именем Байбал. Его персонажу веришь на протяжении всего фильма, где эстетично сочетается мудрость и детская наивность. Старику удаётся, говоря о смерти, издавать от себя не боль и страх перед предстоящем, а утешение.




Прощение, прощание и смерть, изображение №3

Ещё одной важной особенностью фильма становится наличие screen-life формата, когда действие разворачивается со взгляда смартфона и других устройств. Тем не менее, при ожидании безвкусного осовремения истории, всё оказалось весьма уместным. Байбал выглядит ещё более милым при знакомстве с видеоблогами, а другие кадры при съёмке с телефона выглядит более живыми, так как они привычнее зрителю, видящему подобное ежедневно в своём мобильнике. Тема интернета и виртуального пространства в целом, имеют большое значение в картине, но это становится одним из примеров того, как наличие современных технологий не старается сделать фильм более «молодёжным» , а совершенствует его, дополняет.




Прощение, прощание и смерть, изображение №4

То, что упомянуть я не мог, так это музыка. Все песни, которые на гитаре играет Алтан просто невероятны. Сочетая в себе народные мотивы, звуки природы и рвущейся свободы создаются песни, ради которых уже стоит фильм посмотреть. Своей лёгкостью они достигают максимально душевную атмосферу. Важно помнить, что в фильм снят на якутском языке, он доступен и в профессиональном русском дубляже, но в нём сильно теряются, как песни, так и просто диалоги, именно поэтому, я настоятельно советую привыкать смотреть фильмы в оригинале с русскими субтитрами. Это поможет вам сохранить и без искажений посмотреть кино таким, каким его задумывали авторы.





Прощение, прощание и смерть, изображение №5

Пожалуй, всё, что нужно, я уже сказал. Именно поэтому я закончу тем, что меня влюбило окончательно в эту картину. Хоть и фильм начинается с обычного города, но к началу второго акта нас начинают сопровождать невероятной красоты пейзажи. В «Надо мною солнце не садится» во время всех глубоких размышлений о прощении, жизни, смерти и чего-то большего, мы наблюдаем кадры, наполненные, как внешней красотой природы, так и внутренней, красотой человеческой души.
Прощение, прощание и смерть, изображение №6




Прощение, прощание и смерть, изображение №6

Комментарии

Популярные сообщения