"Золотой храм" Юкио Мисима


 

Стремление к красоте - одно из главных человеческих начал. Ибо именно она отражает слияние материального и духовного миров. Кто-то зовёт её «страшной силой», но по мне так она бесстрашна. Бесстрашна перед вечностью, бесстрашна перед смертью.

С виду может казаться, что эта книга восточная вариация истории о Герастрате - один из самых красивых и древних храмов Японии подвергается сожжению со стороны его монаха. Но конечно, Мидзогути, главный герой, чью жизнь мы наблюдаем на протяжении романа, движем гораздо более глубокими переживаниями, нежели попыткой оставить свой след на земле. Переживанием самого себя. У Мидзогути с Золотым храмом очень тонкие духовное отношения, граничащие любовью и ненавистью.

Если смотреть глубже, то это история о глобальном непринятии себя и желании отмстить миру за это. Герой наш родился внешне уродливым, так ещё и с дефектами речи. Казалось бы, тело бренно, и душа тот самый цветок, что способен внутри себя распустить любой человек, добившись красоты внутренней. Но Мидзогути чужда гармония, он человек абсолютной крайности. Отсюда и исходит его желание дойти до уродства всеобъемлющего. Мидзогути с юношества питает страсть ко всему безнравственному, всеми своими поступками он пытается сделать грязь главной своей чертой. Он в отличие от многих осознаёт красоту мира вокруг, но с тем только больше стремится уйти от неё. Мы чувствуем это даже лексически. Как осторожно и очень чутко Юкио Мисима описывает шелест листьев, движение облаков, очертания человеческих тел, чувств и мыслей. Созерцание всего этого и есть, кажется, путь к духовному возвышению, от которого Мидзогути так усиленно бежит. Его мысли и поступки намеренно мерзки, они отвергают мир вокруг. Золотой храм же становится апофеозом всего прекрасного, для Мидзогути он предстаёт бесконечной гармонией мира, недостижимой.

Христианские житии, описывая жизнь святого, повествуют в первую очередь о пути его духовного возвышения, стремлении к Богу. И не важно, зваться это будет спасением души, индуистской мокшей или буддийской нирваной - речь всегда об одном. Жизнь монаха Мидзогути это длительной уход от Бога, из-за страха, в первую очередь, никогда его не найти. И конечно, сжигая храм, Мидзогути не убивает красоту, она остаётся в вечности. Он убивает то самое человеческое начало, что до конца жило в нём.

Комментарии

Популярные сообщения