«Овод» Этель Лилиан Войнич

Овод - роман своего времени. Идея перемен, в которых так нуждались люди начала двадцатого столетия, лежит в его основе. Этель Лилиан Войнич создала манифест революции. Она видит в ней надежду, восхищается и романтизирует её. Но как известно, трагедия - вот самая характерная черта романтизма. Так, на мой взгляд, роман несёт за собой нечто большее, нежели общественно-политическую повестку.  В первую очередь это переосмысление мира, людей и их идей. Не даром, как показывает история, общество нуждается не в резне, где свинец под громкие лозунги размазывает мозги по стенам, а в революции человеческого сознания. Революция сознания - есть культ идей, создающих не просто новый мир, но и нового человека.  Лоренцо Монтанелли - представитель церкви, уже самой консервативной организации. Ему, как человеку, приближённому к святости, свойственно смирение и прощение. Но неспособность прощать – вот главная трагедия Артура Бертона. В этом смысле, есть нечто люциферовское в нём. Артур, будучи человеком духовным, не смеющим ослушаться, как первый из ангелов после своего грехопадения, разочаровывается, меняет имя и встаёт уже против бывшего наставника.  Отрицая падре, духовного отца, он отрицает и его мир, встаёт в борьбу с ним. Возвращаясь Оводом, ему уже не близки слова из Нагорной проповеди о том, что нужно подставить другую щёку в ответ. Нет, он чувствует за собой право на возмездие и нужду в поиске справедливости.

 

Не менее интересна история создания романа и судьба автора. В первый раз книга была издана небольшим тиражом в 1897 году.  Много внимания в Англии и США «Овод» не получил, критики обвинили книгу в том, что она наполнена кощунством и богохульством. Автора, Этель Лилиан Войнич, так никто и не знал в обществе. Хотя только на время написания романа ушло семь лет, а за этим и стояла бурная история любви к одному из русских революционеров Сергею Степняку.  Пожалуй, Войнич с детства была затянута идеями свободы и революции. Мать рассказывала ей о двух итальянских бунтарях, которых она в юности приютила у себя в доме. Юная Лилиан рисовала в своем воображении такие же сюжеты и носила все черное, подражая им. Будучи уже взрослой начала она со Степняком посетила Россию, казавшейся ей колыбелью мировой революции, а потом и издавала вместе с ним журнал «Свободная Россия». После выпуска «Овода» она прожила ещё полвека довольно-таки бедной и совершенно непризнанной литературным сообществом. Но в это же время в Советском Союзе все были убеждены, что Э. Л. Войнич – мужчина, который жил в 30-е годы XIX века, был членом организации “Молодая Италия” и давно умер. Только вот в один из дней 1955 года она получила советский журнал «Огонек» где была, небольшая статья про неё и «Овод». Оттуда Войнич узнала, что её не забыли, а роман уже переведен на двадцать языков народов СССР, тиражи его изданий превысили два миллиона, два раза по его сюжету ставили кинофильмы. Вскоре к писательнице прибыла делегация советских журналистов, выяснилось, что роман на просторах нашей страны стал по-настоящему культовым. Так Этель Лилиан Войнич с романом «Овод» оставила след в истории литературы, сформировав уже одну эпоху и продолжая влиять на сознания людей по сей день.


Комментарии

Популярные сообщения