«Овод» Этель Лилиан Войнич
Овод - роман своего времени. Идея перемен, в которых так
нуждались люди начала двадцатого столетия, лежит в его основе. Этель Лилиан
Войнич создала манифест революции. Она видит в ней надежду, восхищается и
романтизирует её. Но как известно, трагедия - вот самая характерная черта
романтизма. Так, на мой взгляд, роман несёт за собой нечто большее, нежели общественно-политическую
повестку. В первую очередь это переосмысление
мира, людей и их идей. Не даром, как показывает история, общество нуждается не
в резне, где свинец под громкие лозунги размазывает мозги по стенам, а в революции
человеческого сознания. Революция сознания - есть культ идей, создающих не
просто новый мир, но и нового человека. Лоренцо
Монтанелли - представитель церкви, уже самой консервативной организации. Ему,
как человеку, приближённому к святости, свойственно смирение и прощение. Но неспособность
прощать – вот главная трагедия Артура Бертона. В этом смысле, есть нечто люциферовское
в нём. Артур, будучи человеком духовным, не смеющим ослушаться, как первый из
ангелов после своего грехопадения, разочаровывается, меняет имя и встаёт уже
против бывшего наставника. Отрицая падре,
духовного отца, он отрицает и его мир, встаёт в борьбу с ним. Возвращаясь Оводом,
ему уже не близки слова из Нагорной проповеди о том, что нужно подставить
другую щёку в ответ. Нет, он чувствует за собой право на возмездие и нужду в
поиске справедливости.
Не менее интересна история создания романа и судьба автора.
В первый раз книга была издана небольшим тиражом в 1897 году. Много внимания в Англии и США «Овод» не
получил, критики обвинили книгу в том, что она наполнена кощунством и
богохульством. Автора, Этель Лилиан Войнич, так никто и не знал в обществе.
Хотя только на время написания романа ушло семь лет, а за этим и стояла бурная
история любви к одному из русских революционеров Сергею Степняку. Пожалуй, Войнич с детства была затянута идеями
свободы и революции. Мать рассказывала ей о двух итальянских бунтарях, которых
она в юности приютила у себя в доме. Юная Лилиан рисовала в своем воображении
такие же сюжеты и носила все черное, подражая им. Будучи уже взрослой начала она
со Степняком посетила Россию, казавшейся ей колыбелью мировой революции, а
потом и издавала вместе с ним журнал «Свободная Россия». После выпуска «Овода»
она прожила ещё полвека довольно-таки бедной и совершенно непризнанной
литературным сообществом. Но в это же время в Советском Союзе все были
убеждены, что Э. Л. Войнич – мужчина, который жил в 30-е годы XIX века, был
членом организации “Молодая Италия” и давно умер. Только вот в один из дней
1955 года она получила советский журнал «Огонек» где была, небольшая статья про
неё и «Овод». Оттуда Войнич узнала, что её не забыли, а роман уже переведен на
двадцать языков народов СССР, тиражи его изданий превысили два миллиона, два
раза по его сюжету ставили кинофильмы. Вскоре к писательнице прибыла делегация советских
журналистов, выяснилось, что роман на просторах нашей страны стал по-настоящему
культовым. Так Этель Лилиан Войнич с романом «Овод» оставила след в истории литературы,
сформировав уже одну эпоху и продолжая влиять на сознания людей по сей день.
Комментарии
Отправить комментарий