"Камера обскура" Владимир Набоков

 Насколько мир во всём своём обличии карикатурен? И поддаётся ли вообще он очертаниям? Стремительная, всепоглощающая визуальная яркость Набокова вбирает в себя жизнь под сам странными и необычными штрихами. Мир не больше одного человека, или же, вернее,  он крайне хорошо в нём умещается. Название "Камера обскура" передаёт нам, думаю, идею проецирования, столь важную для произведения, столкновение мировосприятий с миром. Ведь не поймёшь порою, отчего же люди, столь разно мыслящие и чувствующие,  сводятся к одной плоскости.  Персонажи романа очень, конечно, уж образные, иногда даже вычурные. Хватает и короткого описания нескольких деталей, чтобы потом полноценно представлять каждое движение кисти руки, содрогание губ от несказанных слов.  Почему же Кречмар, богатый немец, аристократ, ценитель высокого искусства, отказывается от неспешного семейного благополучия в пользу дебютной своей любовницы Магды, девчонки, неизлечимо больной низостью и безвкусием? Искусила, дала совсем иные надежды.  Страсть Кречмара к Магде - страсть к мечтаниям. Ему нравится не счастье, а потенциальность счастливой жизни. С помощью Магды он  перечёркивает уныние и разочарование в прошлом самого себя, примеряет сладкие иллюзии будущего. Сама же она, пытаясь поймать всех вокруг на крючок, стать роковой женщиной, забывает о собственной трагично-комичной подвешенности над про пропастью своего же эго.  Стать уважаемой кинодивой - главный предмет мечтаний столь неприглядного и низкого создания. Все действия, столь лживые и безвкусные, только и уносят её в мир блестящей фальши. Горн, художник-карикатурист, послеобеденный мыслитель, всё это отчётливо  видит. Весь мир, для него, обращён в нелепость по вине самих же людей. Угловатость сознания и истерический смех, живёт он, уродуя. Пошлости, наблюдаемой повсюду в зачаточном состоянии, Горн дарует плоть, крайне с этого забавится. Все персонажи, столкнувшись, так и стараются отхватить себе кусок времени и пространства в надежде переложить на него себя. Только в том то и дело, что камера лишь одна, а проекций, от самых прекрасных до самых уродливых, множество. Бури оттенков обрушиваются друг на друга, мчась, стремятся заполниться. Но одному лишь мраку, тянущему вглубь, суждено остаться. Настигает слепота.



Комментарии

Популярные сообщения